Реализация ФГТ в ДОУ
"Федеральные государственные образовательные требования" - нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
"Основные 4 направления развития ребёнка":
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое,
художественно-эстетическое развитие.
10 образовательных областей
"Образовательная область" - структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные
области, хотя их "нетрадиционность" весьма условна.
Например, область "Безопасность" уже в течение многих лет реализуется в детских садах."Художественное творчество" объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей:аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область "Коммуникация" - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого.В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип - интеграции образовательных областей). В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют её.
Изменнения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования
дошкольников, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности, учёт полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл:
занятие, как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определённые формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
*Двигательная: подвижные дидактические игры
подвижные игры с правилами
игровые упражнения
игры с правилами
*Продуктивная : мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
реализация проектов
*Коммуникативная:беседа, ситуативный разговор
речевая ситуация
составление, отгадывание загадок
сюжетные игры
игры с правилами
*Трудовая: совместные действия
дежурство
поручение
реализация проекта
*Познавательно-исследовательская: наблюдения
экскурсии
решение проблемных ситуаций
экспериментирование
коллекционирование
моделирование
реализация проекта
игры с правилами
*Музыкально-художественная: слушание
исполнение
импровизация
экспериментирование
музыкально-дидактические игры
*Чтение художественно литературы: чтение
обсуждение
разучивание.
Малоизученным и очень актуальным остаётся вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СанПин этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное образование.
"Самостоятельная деятельность детей"
- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного
возраста:
1. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально:
2. Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)
"Совместная деятельность взрослого и детей"
-основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста;
деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнёрской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
-непосредственно-образовательную деятельность, реализуемою в ходе совместной
деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.