Всё о ФГТ

                                 Реализация ФГТ в ДОУ
"Федеральные государственные образовательные требования" - нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
                        "Основные 4 направления развития ребёнка":
              социально-личностное, познавательно-речевое, физическое,
                                художественно-эстетическое развитие.
                                       10 образовательных областей
 "Образовательная область" - структурно-смысловая единица   содержания дошкольного    образования, определяющая адекватные  дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
                         Образовательные области, выделенные в ФГТ:
здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

        Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные 
                                области, хотя их "нетрадиционность" весьма условна. 
Например, область "Безопасность" уже в течение многих лет реализуется в детских садах."Художественное творчество" объединяет в себе традиционные виды  продуктивной деятельности детей:аппликацию, лепку, рисование,  художественное  конструирование. Образовательная область "Коммуникация" -  это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого.В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются  не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
        В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских  деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип - интеграции образовательных областей).  В современной практике дошкольного образования методика проведения  интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные   учреждения используют её.
Изменнения такого рода предполагает изменение подходов к организации      воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий,  а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.  Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится    особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично     развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение   между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
  Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования
  дошкольников, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности, учёт полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса  в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
 Занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные  задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с    педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей   и в совместной деятельности с семьёй. 
 Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.                               
 Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл:
 занятие, как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определённые формы работы с  детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
                                     *Двигательная: подвижные дидактические игры
                                                подвижные игры с правилами
                                                      игровые упражнения
                                                           игры с правилами
        *Продуктивная : мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
                                                     реализация проектов
                          *Коммуникативная:беседа, ситуативный разговор
                                                         речевая ситуация
                                        составление, отгадывание загадок
                                                         сюжетные игры
                                                        игры с правилами
                                         *Трудовая: совместные действия
                                                           дежурство
                                                             поручение
                                                   реализация проекта
                      *Познавательно-исследовательская: наблюдения
                                                           экскурсии
                                        решение проблемных ситуаций
                                                 экспериментирование
                                                  коллекционирование
                                                      моделирование
                                                 реализация проекта
                                                   игры с правилами
                                 *Музыкально-художественная: слушание
                                                        исполнение
                                                     импровизация
                                               экспериментирование
                                     музыкально-дидактические игры
                           *Чтение художественно литературы: чтение
                                                      обсуждение
                                                       разучивание. 
 Малоизученным и очень актуальным остаётся вопрос о временном дозировании            детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых                        СанПин этот вопрос  затрагивается частично.
 Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях,                                 реализации права ребёнка на доступное образование.
                            "Самостоятельная деятельность детей"
  - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного
   возраста: 
  1. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально:
 2. Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)
                         "Совместная деятельность взрослого и детей"
 -основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста;
деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнёрской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
  Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации                     работы с воспитанниками.
                                                      Различают:
   -непосредственно-образовательную деятельность, реализуемою в ходе совместной
                                               деятельности взрослого и детей;
  - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
    - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.